Задача подбора аккордов возникает перед каждым начинающим гитаристом, который хочет создать собственную песню. Многие музыканты действуют интуитивно, берут знакомые паттерны. Но долго так действовать не получится – композиции станут похожими друг на друга. Поэтому нужно разобраться с задачей подбора аккордов до мажор в тональности. Расскажем, с чего начать, как все делать правильно, что за аккорды существуют.
Аккорд C на гитаре. Общая информация
Аккорды – это база по изучению игры на гитаре. Даже тем, что занимается чисто любительски, знать аккорды нужно, как и уметь быстро ставить пальцы в требуемую позицию. Малейшая заминка способна испортить композицию в вашем исполнении. Чтобы не допускать ошибок, ознакомьтесь с аппликатурами аккордов, запомните их.
Мажорное простое трезвучие изначально применяли для игры на фортепиано, особенно в направлении рэгтайм. Потом аккорды перекочевали в джаз в музыкальных школах изучение нотной грамоты начинают с до-мажора – удобной тональности без знаков возле ключа.
Аппликатуры
Выглядят аппликатуры по-разному, но они обязательно должны содержать:
- играемые ноты;
- лады;
- струны.
В отдельных аппликатурах вместо нот указывается палец, которым нужно зажимать струну.
Запись
Сочетания музыкальных звуков могут фиксироваться разными способами, но фактически всегда аккорды прописывают заглавными буквами, которые обозначают базовые ноты, и строчными дополнительными цифрами, буквами.
Есть принципы нумерации пальцев. Средний – это второй, указательный первый, безымянный третий, четвертый мизинец. Для обозначения большого пальца нумерация не предусмотрена.
Состав аккордов
В составе минорных и мажорных аккордов есть звуки, расположенные по терциям. О том, что собой представляют терции, какими бывают интервалы, можно узнать на поздних стадиях обучения игре (после освоения тональностей, ладов).
Выделяется четыре позиции для исполнения до-мажора. Выбор конкретной определяется с учетом технических нюансов и художественных аспектов.
C на 1 ладу
Для новичка игра guitar представляет немало сложностей, но не пугайтесь – все приходит с опытом. Начать рекомендуем с аккорда на 1 ладу. Берите гитару в руки и зажимайте аккорд С. Простейший вариант – до-мажор. Чтобы исполнить его, кисть не выгибают – руку располагайте естественно.
Пальцы на струнах располагайте последовательно, а именно:
- 2 струна 1 лад первый палец.
- 2 лад 4 струна второй палец.
- 3 лад 5 струна третий палец.
Мизинец подогните внутрь или держите в расслабленной позиции. Следите за тем, чтобы он не глушил гриф. 1 и 3 струны оставьте открытыми, 6 тоже – она во время исполнения до-мажора не должна звучать в принципе.
Во время обучения игре на гитаре вам часто будут попадаться аккорды, в которых отдельные струны не используются в принципе, либо не играются, глушатся. Следить за всем не удобно, но есть полезные хитрости. Если нота входит в состав исполняемых созвучий, струны можно играть – ошибки в подобном подходе нет. В ситуациях, когда нота на открытой струне в состав созвучий не входит, играть ее запрещено. Если нарушите правило, получится не тот аккорд.
3 лад баррэ
Еще популярный способ игры до-мажора. Зажимайте баррэ на третьем ладу, другие пальцы располагайте на 5 ладу, а именно:
- 2 струна – пятый.
- 3 – третий.
- 4 – второй.
Начинающие музыканты часто говорят о проблемах с положением кисти. Другой момент – указательный палец баррэ зажимает недостаточно сильно и плотно. Для исправления проблемы слегка согните указательный палец, сосредоточьтесь на том, чтобы зажать 1 и 5 струны им. 2-4 нужно будет зажать другими пальцами.
Далее мы рассмотрим пару позиций до-мажора, которые почти не применяются во время игры на акустических гитарах по причине слишком яркого и просто специфического звучания. Зато для исполнения композиций фанк и рэгги на электрогитаре лучшего варианта не найти.
Баррэ 8 лад
Нужно на 8 ладу зажать баррэ, второй палец расположить на 9 ладу или 3 струне, а третий и четвертый разместить на 5, 4 на 10 ладу. Если что-то непонятно, посмотрите наглядные схемы.
12 лад малый баррэ
Исполняя до-мажор на 12 ладу применяют малое баррэ. Первый палец используют, чтобы зажать на 12 ладу 3 первых струны. Вторым пальцем зажимают на 13 ладу 2 струну, четвертый и третий используют для 4-5 струн на ладах 14 и 15.
От 12 лада расположение нот на струнах будет повторяться. То есть на 13 ладу каждой струны ноты будут отвечать тем, которые вы видите на 1 ладу. Разница только в октаве.
Что такое Сm (до-минор)
В современной гитарной музыке аккорды до-минор играют минимально. Причина в том, что тональности, для которых применяют созвучие, неудобны для восприятия на слух и не пользуются высоким спросом. В состав входят:
- до (С);
- ре-диезы (D#);
- соль (G).
Как и в случае с до-мажором, у до-минора предусмотрен набор позиций, но чаще всего используют 3 и 8 лады с баррэ.
3 лад с баррэ
Самая актуальная форма Cm. Для исполнения аккорда зажмите 3 лад баррэ. Второй палец расположите на 2 струне 4 ладу, четвертый и третий – на 3-4 в 5 ладу. Кстати, из рассматриваемой позиции достаточно удобно и просто делать переходы на другие популярные аккорды.
Cm 8 лад
Если вы потренировались с зажатием до-мажора на 8 ладу посредством баррэ, сыграть минорное трезвучие будет не трудно. Для этого уберите со струны безымянный палец. Готово – все просто, главное довести навык до автоматизма.
Cm 1 лад
На 1 ладу до-минор, в отличие от до-мажора, практически не применяется. Связано это с тем, что струны следует зажимать в не самой удобной позиции – из нее проблематично делать переходы во время игры на другие созвучия.
Чтобы сыграть аккорд, первым пальцем зажмите 1 лад 4 струну, вторым 1 лад 2 струну, четверым 3 лад 5 струну. Теперь перейдите на F позицию и обратно. Не удобно, но попробовать можно.
Cm 11 лад
Редкий, но тоже используемый способ игры до-минора Cm на гитаре. Джаз-гитаристы часто используют прием.
Кстати. Роль диезов и бемолей не следует недооценивать, они изменяют звучание, формируют полутона. Разобраться в такой игре просто. Берите любой аккорд, смещайте его на 1 лад в направлении вниз либо вверх. Вот и все – больше ничего сложного.
Популярные варианты исполнения аккорда C
В дворовых гитарных композициях используют только основные минорные и мажорные созвучия. Но в эстрадных песнях, особенно профессионального авторства, встречаются следующие С аккорды.
C7
К обычному аккорду С нужно добавить ля-диез (еще одну ноту). Речь о просто играемой и популярной вариации. С берите в первой позиции, после зажимайте на 3 ладу 3 струну мизинцем.
C6
Мажорная разновидность с большой секстой. Очень часто аккорд применяется с Am в связке. Чтобы потренироваться, выполните ля-минор с обычным «шестым» боем. Когда будете делать третий удар, расположите мизинец на 3 ладу 5 струне, чтобы вышел С6 аккорд. На пятом ударе убирайте палец. Оцените, насколько четко и корректно был сыгран фрагмент.
Упражнения: популярные последовательности
Хотя по умолчанию аккорды в песнях могут чередоваться по любым схемам, есть популярные последовательности – они применяются чаще, чем остальные. Освоение, отработка схем на практике в разы ускорит учебный процесс.
Полезный совет. Играть лучше всего с метроном или хотя бы под счет. Задача – натренировать перестановку пальцев не тогда, когда это удобно, а тогда, когда соответствующие действия необходимы согласно правилам.
Без баррэ
До начала игры просмотрите последовательность аккордов и представьте, как именно будете сменять позиции. Пальцы следует выставлять так, чтобы можно было минимизировать их перемещения в будущем. К примеру, Em струны зажимают безымянным и средним пальцами. Но когда дальше идет С, удобнее будет выполнить зажатие Em парой безымянного и указательного пальцев.
Когда наловчитесь исполнять аккорды в правильной последовательности не используя баррэ, можете усложнять задачу и переходить к игре в обратном порядке. Есть затруднения? Отрабатывайте навыки, все приходит с опытом. Когда вопросов не возникает, рекомендовано сменить позицию – с той, де вы играли до-мажор, на сложную на 3 ладу с баррэ. В будущем можете упрощать рабочие схемы, но для начала нужно натренировать, развить моторику пальцев и запомнить, как все делать правильно.
С баррэ
Исполнять последовательности аккордов с баррэ будет немного труднее, чем работать по открытым позициям. Но регулярная практика поможет вам разобраться. При переходах к баррэ следите за тем, чтобы струны зажимались строго одновременно. Брать баррэ, после выполнять подстановку пальцев – это неправильный подход. При нем в аккордах начнут возникать лишние звуки. У новичка при исполнении последовательностей с баррэ возникают различные сложности, но с течением все становится на свои места, а навыки автоматизируются.
Полезный совет. Даже если у вас не выходит правильно зажать аккорд из последовательности с баррэ, ничего не пропускайте, тренируйтесь, пока не получится. Посмотрите, как можно взять непонятное созвучие на видео или в руководстве, после возвращайтесь к выполнению упражнения.
Аккорды C (До)
Далее рассмотрены все типы аккордов С – минор, мажор, увеличенный, уменьшенный, секста, септа, пр. Для простоты понимания они указаны со схемами (см. картинки в прикрепленных файлах).
Часть аккордов представлена в формате игры с открытыми струнами на 2 ладах. Остальные используют в позициях для более высоких ладов с баррэ. Разделение обуславливается условиями для удобной постановки пальцев в игре созвучий.
C
Оставьте открытыми 1 и 3 струны, 2-5 зажмите. Следите за тем, чтобы 6 не звучала.
Cm
В состав трезвучия входят C тон, малая и большая терции.
C+
Трезвучие увеличенного типа образуют две больших терции и один основной тон С. В итоге выходит три звука.
C#
Речь о полной копии H с B аккордов. Барр ставят на 4 лад.
C#m
В состав минорного трезвучия входят малая, большая терции и основной С тон.
C#+
В состав увеличенного трезвучия входят тоника C#, две болие терции.
Cmaj7
Зажмите 1 и 5 струны на 3 ладу. 2 струну берите мизинцем на 5 ладу. Также надо зажать 3 и 4 струны.
C#maj7
Септаккорд относится к большим мажорным. Чтобы сыграть его, добавьте к С большую терцию. В составе 4 звука.
Csus4
Мажорное трезвучие получается путем замены чистой квартой терции. В составе набор из трех звуков.
C#sus4
Аккорд с задрежкой в кварту.
C6
Данный аккорд получается из трезвучия мажор С. Нужно добавить сексту (большую) от главного А тона. В состав аккорда в общей сложности входит 4 звука.
Cm6
1 и 5 струны приглушите во время игры. 2 и 4 зажимайте указательным пальцем.
C#m6
В состав аккорда входит четыре звука. Это С, малая и большая терция, а также основной Ми бемоль.
C#6
Аккорд получают с применением мажорных трезвучий. Достаточно добавить большую сексту от А тона.
C7
Доминантсептаккорд получают за счет добавления к С мажорному трезвучию малой терции. Звуков в составе 4.
Cm7
Минорный малый септаккорд можно сыграть за счет добавления к Cm трезвучию (минор) малой терции.
C#7
Доминантсептаккорд можно исполнить, если добавить к С трезвучию мажор малую терцию. Всего в аккорде 4 звука.
C#m7
Минорный септаккорд малого типа играют за счет добавления к Сm трезвучию малой терции. Звуков 4.
Cdim7
Уменьшенный септаккорд можно сыграть, если добавить к Cdim малую терцию.
C#dim7
Уменьшенный тип септаккорда включает уменьшенное трезвучие C#dim плюс малую терцию.
C7sus4
Терцию в этом аккорде нужно заменить на кварту. В состав входит 3 звука.
C#7sus4
В этом аккорде стандартную терцию заменяют на чистую кварту. Звуков в общей сложности 3.
C7/6
Доминантсептаккорд получают путем добавления к С трезвучию мажор малую терцию.
C#7/6
Мажорный малый септаккорд включает C# мажорное трезвучие и малую терцию.
C9
Большой нонаккорд играют, добавляя к С7 большую терцию D.
Cm9
Первые три струны нужно зажать на 3 ладу безымянным пальцем, 4 струну указательным на первом ладу, а 5 струну средним пальцем на 4 ладу. Следите за тем, чтобы 6 струна не звучала вообще.
C#9
Большой нонаккорд играют путем добавления к С7 большой терции.
C#m9
В состав аккорда входит 5 звуков. Кроме основного С, это ми бемоль, терция соль малая, большая терция.
Популярные вариации аккорда C
Не пугайтесь огромного количества типа аккордов С. На практике исполнителю-любителю хватает 4 основных разновидности – это минорный, мажорный, малый минорный, доминантсептаккорд. Для 99% композиций владения ими более чем достаточно.
C7
Говоря о С7, музыканты имеют в виду полную копию С аккорда, но с зажатием 3 струны в 3 ладу.
C6
Данный аккорд получается из трезвучия мажор С. Нужно добавить сексту (большую) от главного А тона. В состав аккорда в общей сложности входит 4 звука.
Упражнения для игры аккорда
Разберем упражнения для игры до-мажора на гитаре с популярными последовательностями.
Первая позиция
Базовая схема. Ориентируйтесь на линию А, указательный палец поставьте на В на 1 ладу. Это будет высокая тоника С или Е нота (ми).
После ставьте на 4 струну средний палец, лад 2. Получится нота Е (ми). Между 2 и 4 струнами открытая нота соль. Третий палец поставьте на 5 ля (А) на 3 ладу. Начинайте играть на каждой струне без знака Х – от 2 до 5. Протестируйте альтернативные комбинации на С и В линиях, должна получиться вариация до-мажорной базы.
Для В линии оставьте аппликатуру, задействуемую в А линии, плюс добавьте на 3 лад 1 струны четвертый палец. Во время игры используйте с 5 до 1 струны. Для исполнения С линии переставляйте с 3 лада 1 струны четвертый палец на 6 струну 3 лад, играть нужно на всех струнах.
Некоторые гитаристы находят альтернативные варианты аппликатур для третьего-четвертого пальцев. Протестируйте оба способа, остановитесь на том, который максимально комфортный для вас. Со временем навык будет доведен до автоматизма.
Работайте на первой позиции над своим до-мажором. Это поможет укрепить пальцы и натренировать их. В будущем сможете осваивать позиции повыше.
Третья
До-мажорный аккорд начинается на 3 ладу, отсюда и название – третья позиция. Перемещать пальцы нужно будет по грифу вверх. Схема расположения:
- Ставьте первый палец на 5 струну 3 лад, выйдет низкая нота до (С).
- Ставьте второй палец на 4 струну 5 лад – будет нота соль.
- Разместите третий палец на 3 5 лад – нота до.
- Четвертый палец поставьте на 2 5 лад – чтобы вышла высокая нота ми (Е).
Во время игры не задевайте струны вверху и внизу. Они, конечно, не испортят аккорд, но лучше его тоже не сделают.
Есть и альтернативная версия. Первый палец поставьте сразу на все струны 3 лада. После разместите другие три пальца по схеме, как указана выше. Название комбинации – барре либо барре аккорд. Сильно давите первый палец, а это требует времени. Многое зависит от вашего инструмента. Будьте терпеливым.
Добавляйте остальные пальцы, как в предыдущем варианте, играйте на разных струнах одновременно.
Восьмая позиция
Задача – перемещаться по грифу вверх. Начинайте на 8 ладу в следующей позиции. Обратите внимание: ноты звучат выше, а сами лады располагаются заметно ближе. Поставьте на 8 лад на всех струнах первый палец, это нужно для изучения еще одного барре аккорда. После зафиксируйте на 9 ладу струны 3 второй палец. Поставьте на 10 лад 3 и 4 пальцы, играйте на всех сразу.
Напоминаем, что в состав аккордовых последовательностей входят не только их минорные и мажорные классические трезвучия. Вы можете применять более сложные комбинации. Важно следить за тем, чтобы допступени гармонично входили в общую тональность. Например, септаккорд должен включать ноты рассматриваемой С тональности, по аналогии применяют и другие комбинации.
Советы
- Жмите с такой силой, чтобы звучание нот было предельно чистым. В противном случае струна выйдет глухой, появятся дребезжания.
- Нужно проводить медиатором/рукой максимально легко.
- Если пальцы к игре не привыкли, могут возникать неприятные, болезненные ощущения. Мозоли у гитаристов – нормальное явление.
- При использовании медиатора следует избегать нажима и грубых действий.
- Помните, что все приходит с опытом. Если не вышло сегодня, не отчаивайтесь, пробуйте снова, и завтра обязательно получится.