Если вы хотите научиться игре на фортепиано, то вам обязательно нужно узнать основные музыкальные термины, изучить нотную грамоту и нотацию. В этой статье мы подробно расскажем про буквенное обозначение нот для фортепиано.
Что такое нота
Так называют снимок звуковой волны отдельной частоты. Музыка создается с помощью ряда определенных нот, т. е. моментальных снимков волн частот, которые и называют нотами.
Выбор частот обуславливается наличием конкретных гармоник в волнах звука. Здесь вы увидите, как выглядят частоты.
Буквенное обозначение нот
В музыке обозначают высоту звука двумя вариантами — слогами / буквами. 1-й вариант известен всем:
Второй вариант — буквенные обозначения (написаны на латыни).
Так выглядит обозначение буквами на латыни: ноты a, b, c, d, e, f, g.
Белые и черные ноты
Клавиатура, как можно увидеть на картинке ниже, состоит из клавиш двух цветов. Белые соответствуют основным нотам. Черные созданы для облегчения ориентации. Размещены по две или три штуки. Повторения групп именуют октавами.
Обратите внимание! На изображении все ноты написаны на латинском. Начинаются и заканчиваются с ноты «си» (до). Небольшое расстояние между 2-мя соседними — это полутон.
Длительности нот
Каждый звук может становиться выше / ниже, а еще и дольше / короче. Такую характеристику называют длительностью.
Возможно вы обращали внимание, что ноты пишут по-разному? Могут быть закрашены или пусты, с хвостом и без. Именно так параметр длительности и обозначается.
- ЦЕЛАЯ — дольше всех. Обозначается обычным не закрашенным кружком или овалом. В народе эту длительность называют «картошкой».
- ПОЛОВИННАЯ — ½ целой. Если вы будете удерживать целую ноту четыре секунды, то 1/2 нужно будет держать всего две (цифры даны только для простого понимания). Половинная визуально похожа на целую, только головка меньше, есть палочка (называется штилем).
- 4-я — по такому же принципу, это ½ половинной или ¼ целой. Из примера выше, четвертная будет длиной всего в одну секунду. Выглядит как половинная, только закрашенная.
- 8-я — в половину короче 4-й или одна восьмая целой. Продолжительность всего полсекунды. В народе называется «восьмушкой» — у неё много хвостиков. Визуально отличается от 4-й наличием флажка. 8-е стоят по 2-4 штуки, тогда хвосты создают единое ребро.
- 16-я — в половину меньше восьмой, то есть 1/16 целой. Визуально похожа на 8-ю, только у нее целых 2 хвоста («косички»). Также как восьмые, они собираются в группы, соединяются двумя ребрами («перекладинами»).
Это не все длительности, есть еще короче — 32-е / 64-е или наоборот длиннее (бревис), но в них пока можно не вникать. Сперва вам нужно узнать базовые принципы, а остальные придут сами собой.
Нотная грамота для фортепиано
Любые музыкальные произведения для фортепиано, содержат различные цифры и знаки. Такую систему символов называют нотной грамотой. Для изучения нотной грамоты для фортепиано нужно узнать про ключи, такты, альтерации, паузы, размер и другие параметры.
Расскажем немного про само фортепиано. Всего у инструмента 88 клавиш, 52 — белых, 36 — чёрных:
- Белыми клавишами можно извлекать звуки открытых (неизмененных нот). Они расположены в ряд.
- Чёрными можно менять звучание. Ими проигрывают диезы / бемоли. Располагаются по две-три клавиши между белыми.
Также важно понимать, какими пальцами нажимают клавиши на фортепиано. Пальцы нумеруются следующим образом: начиная 1-м — большим, заканчивая 5-м — мизинцем. Это сделано для того, чтобы играть было удобно, а также для эстетики. Начинающим музыкантам, как правило, подписывают на клавишах цифрами для быстрого запоминания, какими пальцами нужно играть. Благодаря этому игра доводится до полного автоматизма.
Буквенное обозначение нот для фортепиано
В случае с фортепиано все очень просто, благодаря наличию черно-белых клавиш. Белые — полные ноты (также обозначаются), а черные — половинные (диезы / бемоли).
Порядок на фортепиано: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До.
В первичной базовой гамме «До мажор». Начальная «До» — 1-я октава, конечная «До» — 2-я октава. Последовательность повторяется на протяжении всего инструмента.
Что означает музыкальный размер
У любого музыкального произведения есть свой размер.
Если вы хоть раз были на концерте, то наверное обращали внимание, как люди аплодируют. Первые хлопки всегда идут не в такт, а хаотично, но через какой-то промежуток времени начинают звучать едино. Объясняется это тем, что человек способен чувствовать пульсацию, по этой причине хлопки становятся синхронными. Такая равномерность называется пульсацией. Это числовое выражение. Так как в основе музыки стоит равномерная пульсация, то удары пульса бывают сильные / слабые, причем они чередуются в определенной строгой закономерности.
Под музыкальным размером принято понимать знак, характеризующий в такте количество ритмических единиц. Визуально похож на дробь без черточки. В знаменателе указывают параметры долей — длительность, в числителе — количество. Для музыканта размер является неким идентификатором метра.
Что такое такт
Промежуток времени от доли к доле именуют тактом. Их ограничивают тактовой чертой (это отлично демонстрирует изображение выше). Получается, что тактовые черты находятся перед сильными долями, с 1-й сильной доли начинается каждый новый такт.
Они могут быть простыми (2-, 3-дольными) или сложными, состоящими из нескольких простых.
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Ноты — это музыкальные графические знаки. Чтобы записать основные ноты в октавах необходим нотный стан (об этом немного позже), линейка, ключи. Чтобы записывать видоизмененные — прибегают к знакам альтерации.
- Похожий на хэштег (решетка на телефоне) диез сигнализирует о необходимости повышения.
- О понижении говорит бемоль, визуально выглядит как латинская буква (b), единственное, нижний кусочек немного острый (словно перевернутая капелька).
- Знаком отмены является бекар. Он отменяет изменения нот. Визуально похож на четверку, которая закрыта сверху квадратом. Также как предыдущий, похож на квадратную латинскую (b), но вниз со штрихом.
- Когда требуется вдвое повысить ноту — обращаются к дубль-диезу. Визуально он похож на крестик с немного расширенными кончиками.
- Когда необходимо вдвое понизить ноту, первым делом, обращаются к дубль-бемолю, похожему на букву или перевернутую М, то есть два бемоля стоят рядом друг с другом.
Это интересно! А вы знали, что в далеком 1732-м году была написана на бумаге первая музыкальная композиция для фортепиано. Это была соната, созданная Лодовико Джустини.
Как правильно писать диезы и бемоли
Возможно, вы уже видели, что знаки альтерации пишут на той же линии прямо рядом с нотой, которую они видоизменяют. На изображении это видно отчетливо.
Что касается знаков альтерации, то здесь определенно нужен особый порядок, который придется запомнить.
Диезы пишут так: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. А бемоли пишут в обратном порядке: СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА.
Если говорят, что при ключе — четыре диеза, значит это выглядит следующим образом:
1 — ФА
2 — ДО
3 — СОЛЬ
4 — РЕ.
Если три бемоля — то это:
1 — СИ
2 — МИ
3 — ЛЯ.
Важно! Помните, что знаки альтерации должны быть выставлены в четком порядке, записываясь при ключе, они всегда расположены на одних и тех же линейках.
На изображении, расположенном ниже вы можете посмотреть верное расположение знаков. Слева ключ нарисован скрипичный, а справа — нарисован басовый:
Скрипичный и басовый ключи
Ключом называют особый знак в нотоносце, определяющий расстановку / высоту нот. Они бывают трех видов: «до», «фа», «соль». Каждая отдельная группа — несколько ключей.
Один знак указывает на расположение ноты, от которой идут другие ноты.
Скрипичный — символ, который обозначает «соль» 1-й октавы. Там, где ее пишут, у ключа начинается 1-й виток. Над ней также расположена «ля», под ней «фа» и другие.
Он широко используется для того, чтобы делать записи партий для вокала (для женщин. Подходит также и для мужского тенора.
Ключ используют для таких музыкальных инструментов, как ударные и духовые. Подходит для гитары и скрипки.
Как правило, высокие звуки тоже пишут в скрипичном ключе, так как он охватывает 1-ю / 2-ю октавы.
Басовый — обозначает «фа». Занимает почётное второе место по своей популярности и востребованности.
Начало завитушки идет на 2-й линии от верха, где находится «фа». К такому ключу обращаются, когда пишут партии для инструментов, у которых очень низкий звук.
Ключ используют для контрабаса, левой руки фортепиано, а также подходит для баса / баритона.
К группе «фа» относят баритоновый ключ и басопрофундовый (на верхней линии). Второй используют только для древних музыкальных произведений.
Паузы в музыке
В музыке огромное значение несут не только длительности, но и промежутки тишины. Эти промежутки называют — паузами. Запомнить их будет просто, поскольку они называются также, как длительности.
- ЦЕЛАЯ — соответствует по звуку целой ноте. Продолжительность — 4 удара (когда пульс бьется 4-ми нотами). Визуально — это маленький прямоугольник, полностью покрашенный, который «подвешан» под 4-й линией нотного стана. Иногда смещается по высоте, может отдельно записываться.
- ПОЛОВИННАЯ — соответствует по звучанию половинной (пульс бьется 2-мя нотами). Внешний вид как у прямоугольника, «лежит» на 3-й линии нотоносца. Если было смещение или имела место отдельная запись — лежит над линией.
Рекомендация. Большинство новичков, которые только пытаются освоить базовые знания на протяжении долгого времени не могут различить половинную / целую паузу. Но, мы расскажем вам про один секрет. Обратите внимание, что половинная — находится в том месте, где нотоносец делится на 2 половины (3-я линейка). Если сомневаетесь, попробуйте вспомнить где находится половинная пауза, тогда все ваши сомнения улетучатся.
- 4-я — по времени равна четвертной. Графически по-своему уникальная. Не каждый, даже самый опытный музыкант может написать ее так, как полагается. Сперва перечеркивают с левым наклоном 3-я и 4-я линии нотоносца. После этого, штрихи соединяют. Образуется нестандартная «молния», а после внизу ставят вывернутую запятую.
- 8-я — по времени и по способу просчета равна 8-й ноте. Графически похожа на наклоненный колышек в правую сторону, к которому добавили «завиточек», немного напоминающий вывернутую запятую, единственное, его острый кончик направлен вверх, к самой вершине этого колышка.
- 16-я — по времени имеет аналогию 16-м нотам. Графически похожа на 8-ю паузу, единственное, с 2-мя завитками.
По факту получается, что в графическом изображении мелких длительностей — одинаковый принцип: чем выше количество хвостов, тем меньше выходит длительность.
Нотный стан — что на нем располагается
Интересно, что его создателем нотоносца был Гвидо д’Ареццо — итальянский монах, который предложил изображать музыкальные звуки на линиях, расположенных параллельно еще в начале одиннадцатого века!
Это пять параллельных линий, на которых расположены ноты. У каждой есть свое персональное место. “Гулять” по всему стану они не могут. Это отлично демонстрирует изображение ниже.
Кружки на изображении — это обозначения нот на линейках. На верхнем стане — для 1-й октавы, а на нижнем — для 2-й.
Главная точка отсчета — «до» 1-й октавы, для нее имеется дополнительная линия. Отличие в том, что на 1-м нотоносце ноты поднимаются снизу вверх — из-за этого «до» 1-й октавы находится внизу, за пределами линии. На втором нотоносце — они наоборот спускаются сверху вниз, по этой причине «до» 1-й октавы — сверху.
Но, стоит учесть, что музыкальные звуки могут охватить гораздо больший диапазон. Рекомендуется лучше изучить схему их фактического размещения:
Звукоряд Октава Диапазон
Музыкальные звуки образуют целый звуковой ряд разныхпо высоте звуков. Основных звуков насчитывается — 7:
Все эти основные звуки (на изображении выше) образуют ступени.
7 ступеней звукового ряда — это октава, а их частота удваивается в каждой новой октаве, по сравнению с предыдущей, а у похожих звуков — одинаковые названия ступеней.
Октав насчитывается — 9. Октава, которая лежит посередине, называется 1-я, затем идет 2-я, 3-я, 4-я, 5-я. Те октавы, которые ниже первой носят названия: Малая / Большая. Также есть Контроктава и Субконтроктава (признана самой низкой).
Динамика
Динамикой в музыке называют одну из областей организации музыки, которая связана с изменениями времени, плотности, громкости, темпа. Ее определяют действия разных свойств звука (сюда в качестве примера можно отнести: высоту, тембр, громкость и длительность). Динамику можно охарактеризовать плавностью или наоборот интенсивностью, частотами изменениями каких-то вышеперечисленных параметров.
Ее можно встретить в мелодии, аккордовых связях, ритмике, темпе и т. п. в разных уровнях музыкального целого.
Интересно. Создавая абсолютно любую музыкальную композицию, композитор отмечает динамические оттенки разных фрагментов. В 1-й музыкальной композиции динамика может изменяться по несколько раз.
Музыкальные штрихи
Так называют способ исполнения звуков, которые определяют характер звучания.
Штрих указывают с помощью разных черточек, точек и других знаков над либо под нотами. Может характеризовать такие параметры, как продолжительность, тембр, затухание, высоту звука.
Дополнительные музыкальные знаки
Помимо общепринятых обозначений длительности используют дополнительные обозначения, к коим можно отнести: одну точку, две, лигу и фермату.
Одна точка увеличивает длительность какой-то отдельной ноты в половину. Ее ставят от головы с правой стороны.
Пара точек немного удлиняет длительность звучания на половину с четвертью. Знак ставят у головы ноты.
Лига — изогнутая кривая, которая связывает между собой пару нот, расположенные рядом друг с другом. Длительности могут быть абсолютно любыми и отличными друг от друга, а продолжительность музыкального звучания одной ноты станет соответствовать сумме залигованных. Лигу можно применять не только в конкретном такте, но и для того, чтобы перенести между нами звучание.
Фермата — это знак изображается в качестве полукруга с точкой, дает нам понять, что нота может звучать чуть ли не бесконечное время.
Буквенное обозначение нот для фортепиано — это незаменимая вещь. Оно пользуется огромной популярностью у начинающих музыкантов, которые осваивают игру по самоучителю, так и у настоящих профессионалов. Благодаря буквенному обозначению значительно облегчается запись музыки и ускоряется сам процесс.