Медные духовые инструменты возникли еще в доисторическое время. Люди обнаружили, что трубку можно использовать для усиления или искажения человеческого голоса. Люди кричали или пели в эти трубы, чтобы отогнать злых духов или передать сообщения и сигналы. Затем было обнаружено, что бамбуковые трубы, раковины, полые рога животных или стволы деревьев также могут издавать звук, если в них дуть. Среди так называемых примитивных народов эти трубы используются до сих пор.
История медных инструментов
С приходом цивилизации и открытием металлов для изготовления духовых стала использоваться медь. Серебряная труба была обнаружена в гробнице египетского фараона Тутанхамона, а бронзовая найдена в болотах Дании, и ей, скорей всего, около 3000 лет.
В Средние века трубы в первую очередь ассоциировались с королевской властью. Трубачи особенно любили издавать красивые высокие ноты, и поэтому пользовались большим уважением. Вначале рог использовался лишь на охоте. Около 1400 года в Европе появился первый тромбон (так называемый сакбут). Использование кулисы является примером того, как можно расширить диапазон звучания посредством обертонов.
Первоначально производители инструментов использовали для этой цели только согнутые фрагменты трубы, которыми можно было пользоваться для изменения основного тона. Этот трудоемкий метод давал музыканту ограниченную возможность воспользоваться обертонами. Однако более высокие обертоны расположены ближе друг к другу, чем низкие, что позволяло исполнять более сложные мелодии.
С изобретением клапана в 1815 году труба и горн стали мелодическими, что сделало их равноправными с другими инструментами. Тромбон стал басом в семействе духовых, а около 1850 года это место заняла туба. Таким образом, духовая часть симфонического оркестра получила свой фиксированный состав: 4 горна, 3 трубы, 3 тромбона и 1 туба. Около 1800 года были изобретены другие духовые, такие как корнет и саксофон, используемые в основном в военных и духовых оркестрах.
Классификация медных инструментов
Медные духовые инструменты отличаются от других духовых тем, что тон регулируется положением губ, силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (при их наличии).
К духовым относятся следующие инструменты:
- корнеты, включая корнет ми-бемоль;
- горны, включая вагнертубы;
- саксгорны, включая горны, альтовые рожки и баритоны (но не саксофоны, которые считаются деревянными духовыми);
- тромбоны, включая альтовый, теноровый, басовый и контрабасовый тромбон;
- трубы, включая натуральные трубы;
- тубы (такие как бас-туба, эуфониум и сузафон).
Большинство известных духовых инструментов изготовлены из латуни – сплава, известного также как желтая медь. Существенным для классификации в этой группе, однако, является не материал изготовления, а способ формирования тона. Музыкант сам формирует тон, сжимая губы и продавливая через них воздух (издавая своеобразный звук «пфрррт»); губы прижимаются к мундштуку, по форме напоминающему воронку. Мундштук улавливает вибрации, и они усиливаются в трубе.
Исходя из этого критерия, несколько инструментов, изготовленных из дерева или других природных материалов (например, рога копытных), также попадают в эту группу, например, серпент. С другой стороны, некоторые металлические духовые, исходя из способа игры на них, классифицируются как «деревянные» духовые (например, флейта и саксофон).
Резкая и мягкая латунь
Духовые инструменты можно дополнительно разделить на «мягкие» и «резкие» духовые. Звучание «мягкой латуни» мягкое и округлое. «Резкая латунь» дает более резкий, пронзительный звук. Разница в звучании обусловлена отличиями в конструкции. Мягкие духовые инструменты состоят из расширяющейся к концу трубки (конической). Примерами являются горн, эуфониум и туба.
Резкие духовые инструменты состоят из цилиндрической трубки, диаметр которой не меняется до самого раструба, примерами являются тромбоны и трубы. Горны и корнеты относятся к третьей группе, которая содержит как цилиндрические, так и конические трубы.
Иная классификация
Существует и иная классификация инструментов: Маленькая латунь – Большая латунь, что определяется размером, и, соответственно, диапазоном инструмента.
Малая латунь:
- труба;
- бугельхорн;
- корнет;
- все вариации на тему вышеперечисленных инструментов (например: труба-пикколо и т.д.).
Средняя полоса:
- альгорн.
Большая латунь:
- баритон;
- эуфониум;
- тромбон;
- бас/туба/бас-туба.
В этой классификации тромбон и баритон поменялись группами. Корнет теперь относится к малым духовым, но альтгорн по-прежнему относится к средней группе, потому что его диапазон включает в себя диапазон как больших, так и малых духовых.
Это разделение обычно сохраняется и в музыкальных произведениях: у малого духового инструмента обычно звучит мелодия или контрмелодия, а у большого духового – контрмелодия или аккомпанемент. Аккомпанемент может быть и у малых духовых, но это особенно характерно для флюгельгорнов из-за их округлого звучания, а у больших духовых мелодия обычно звучит в партиях баритона/эуфониума.
Применение медных духовых инструментов в музыке
Духовые и их предшественники традиционно использовались в качестве сигнальных инструментов, например, в армии или на охоте. От них произошли некоторые более поздние музыкальные формы. В мире классической музыки медные духовые входят в состав симфонического оркестра. Наиболее распространенными инструментами секции духовых являются классические горны, трубы, тромбоны и тубы.
Для духовых написаны также сольные произведения. Кроме того, духовые (включая корнет и саксгорны) составляют основу духового оркестра. Духовые также играют важную роль в джазовой музыке и в различных видах развлекательной музыки.
Альт (альтгорн)
Изобретен в 1840 году Адольфом Саксом. Альтгорн по форме похож на трубу, снабжен конической трубкой длиной около 2 м, 3 клапанами и чашечным мундштуком. Издает звук, идеально отражающий звучание духового оркестра. Другое название – теноровый рожок.
В оркестрах часто заменяет в альтовых и теноровых партиях валторну. Настраивается на ми-бемоль, редко на фа. Диапазон звуков от ля большой октавы до ми-бемоль второй.
Альт преодолевает разрыв между корнетом и баритоном. На альгорне легко играть на ходу, и легко сменить при необходимости на другой инструмент.
Валторна
Валторна состоит в основном из закрученной трубки длиной около 3,7-4 метров. Валторна основана на поршнево-клапанной системе и имеет широкий диапазон, от си контроктавы до фа второй октавы со всеми промежуточными звуками хроматического звукоряда.
Двойные и компенсирующие двойные рожки также могут играть в Bb, что позволяет более продвинутым игрокам более точно воспроизводить ноты в более высоких регистрах. Компенсированные двойные рожки очень популярны, поскольку они обладают гибкостью полноценного двойного рожка, но при этом легче и проще в игре. Некоторые произведения для валторны написаны специально для F/Bb валторны.
Геликон
Геликон – разновидность тубы с отвернутым в сторону раструбом. Геликон был популярен в духовых оркестрах в XIX и начале XX веков. После Второй мировой войны геликон был постепенно заменен в Европе тубой с раструбом, направленным вверх. Сегодня геликон все еще используется как фанфары в Центральной Европе (включая Германию). Геликон нередко также используется в качестве декоративного элемента.
Горн
Некогда горн использовался на охоте. Сейчас горн – это духовой инструмент в ансамблях, оркестрах или же сольный музыкальный инструмент.
Горн – это медная трубка, начинающаяся с мундштука диаметром около 17 мм, затем расширяющаяся до 12 см. Цилиндрический участок трубы заканчивается раструбом диаметром около 30 см. Раструб горна значительно больше и имеет другую форму, чем у трубы. Общая длина горна зависит от базовой настройки: горн си-бемоль длиной около 2,75 м, горн фа-бемоль – 3,78 м, горн си-бемоль – 4,72 м.
К горну прилагался ряд круглых трубок разной длины, чтобы его можно было настроить на разные тональности. В 1754 году Хампель из Дрездена доработал горн, добавив к нему U-образную выдвижную трубку для настройки (ее до сих пор можно найти в задней части современных горнов).
В Германии клапаны на горне появились около 1815 года; сначала 2, позже 3 клапана. В самом начале XX века был разработан двойной рожок, представляющий собой комбинацию горнов фа и си-бемоль, в данное время это стандартный инструмент в профессиональных симфонических коллективах.
Карнай
Карнай распространен в Средней Азии, Казахстане и Иране, и известен уже около 3000 лет. Медная труба карная длиной около 3 м с коническим раструбом на конце. Труба может быть как прямой (более распространенный вариант), так и изогнутой. Для удобства транспортировки она разделяется на 3 части.
У карная мощный низкий звук, звукоряд натуральный. Положение карная при игре наклонное раструбом вверх. Карнай применялся в войсках для подачи сигналов на расстояние, в данное время это церемониальный инструмент на народных гуляниях.
Корнет
Корнет – прекрасный инструмент для духовых оркестров. Корнеты настроены на Bb и тесно связаны с трубой. Произошел корнет от почтового рожка.
Основное отличие корнета от почтового рожка заключается в том, что форма корнета более коническая. Корнет также более компактен, его изгибы более широкие, чем у трубы. Однако в XX веке корнету постепенно пришлось уступить место клапанной трубе.
Почтовый рожок
Почтовый рожок – небольшой духовой инструмент без клапанов. При игре на рожке можно воспроизводить только натуральные тона. Обычно инструмент имеет округлую форму с дугообразным изгибом трубки, хотя встречаются и прямые варианты.
Поскольку почтовый рожок редок, партии для него обычно исполняются на современной трубе или флюгельгорне. Стилизованный почтовый рожок изображен на эмблеме почтовых служб многих стран, значение отводится почтовому рожку и в геральдике.
Саксгорн
Саксгорны – это семейство медных духовых инструментов с клапанами, коническим раструбом и глубоким чашеобразным мундштуком. Звук характерный мягкий и округлый у горна и баса, и более резкий у альгорна и баритона. Саксгорны хорошо сочетаются с прочими инструментами духового оркестра.
Саксгорн изобретен Адольфом Саксом, и был широко распространен в духовых оркестрах времени Гражданской войны в США. До конца XIX века не утихали споры о том, являются ли саксгорны новыми инструментами, либо же модификациями уже существовавших.
Саксгорны образуют семейство из 7 инструментов (всего их существовало до 10 различных размеров). Первоначально предназначенные для игры в духовых оркестрах, саксгорны настроены на ми-бемоль или си-бемоль.
Серпент
Серпент – духовой инструмент, состоящий из деревянных щепок, склеенных вместе, согнутых в два S-образных изгиба и обтянутых кожей. Трубка длиной около двух метров полностью конической формы.
У серпента большой диапазон, от ля контроктавы до до большой октавы, но его собственная тональная чистота очень плохая, поэтому все зависит от умения исполнителя. Как и у всех духовых инструментов, на которых играют с трубчатым мундштуком, к которым относится и серпент, основной тон передувается несколько раз по гармоникам. Промежуточные тона получаются путем укорачивания трубы, путем открытия отверстий пальцами.
Постепенно возникла необходимость в усовершенствованиях. Появились многочисленные вариации, в том числе и полностью металлические, оснащенные 9-12 клавишами.
Появление тубы в 1850 году означало исчезновение серпента и всех его разновидностей. В военных оркестрах самые последние экземпляры серпента исчезли после 1910 года. Но в настоящее время, благодаря интересу к истории инструмента, серпент находится на подъеме.
Тромбон
Тромбон относится к семейству громких и гордых духовых инструментов, его можно встретить в различных ансамблях. Название происходит от итальянского tromba и означает «большая труба».
Тромбон в своей наиболее распространенной форме (теноровый тромбон) в два раза длиннее, чем си-бемоль труба. Тромбон состоит из трех частей:
- мундштука V-образной формы;
- кулисы, длинной цилиндрической U-образной расширяющейся трубки;
- чашеобразной части с коническим раструбом.
Выдвигая кулису, музыкант может укорачивать или удлинять эффективную длину трубы, что также изменяет тон.
Звук возникает в мундштуке. Воздух приводится в движение колебаниями губ, и в трубе создается стоячая волна. Поскольку в трубку данной длины помещается несколько целых стоячих волн, то при одной и той же длине трубки можно получить несколько нот: основную волну и ряд обертонов. В самом дальнем выдвинутом положении звук создается в мундштуке.
Из множества вариантов тромбонов, в повседневной жизни можно встретить лишь теноровый и басовый тромбон, и иногда альтовый тромбон.
Помимо тромбона с кулисой, существуют также тромбоны с клапанами. Однако они используются редко, в основном из-за отсутствия возможности делать глиссандо и других возможностей, которые приходят с использованием кулисы.
Труба
Мощнейший из духовых и один из самых универсальных инструментов. Труба – это духовой инструмент семейства медных, в котором звук создается за счет вибрации губ, прижатых к мундштуку, посредством потока воздуха.
Труба звучит довольно высоко и имеет чистый проникающий тон. Расстояние от мундштука до раструба составляет около 50 см, однако длина трубы зависит от настройки и составляет 116 см для трубы C, 131 см для трубы B♭, 104 см для трубы D, 177 см для трубы F и 202 см для трубы E♭. Труба может быть расширена в различных комбинациях с помощью 3 клапанов или заслонки. Труба, как и у большинства духовых инструментов, заканчивается воронкообразным раструбом.
Традиционно труба имеет цилиндрическую трубку, которая издает резкий звук, и поэтому считается «резким» духовым инструментом. Однако на протяжении веков мундштук (первая часть после мундштука) и раструб приобретали все более коническую форму, чтобы облегчить игру на инструменте.
Труба используется в различных музыкальных жанрах. В классической музыке она используется в симфонических и камерных оркестрах, в небольших ансамблях, таких как духовой квинтет, и также как сольный инструмент. Кроме того, труба используется в легкой музыке, в джазе, в биг-бэндах, а также в поп-музыке. Труба также широко используется в духовых оркестрах, она широко использовалась в армейских оркестрах.
В настоящее время труба вновь переживает бум. Этот инструмент часто используется в джазе, а классические композиторы пишут для него сольные произведения.
Туба
Туба – это название ряда духовых инструментов басового регистра. К инструментам семейства туба относятся эуфониум (иногда называемый теноровой тубой) и басовые тубы (настроенные в F, Es, C или Bes). Неопределенное название обычно означает бас-тубу. Туба – прекрасный инструмент для любого духового оркестра, оркестра или ансамбля гармонистов.
Инструмент с мягким звуком был разработан в 1830-х годах в Германии Вильгельмом Випрехтом и Й.Г. Морицем, чтобы заполнить пустоту в басовом регистре в военных и симфонических оркестрах, и вскоре после изобретения стал популярным; развитие тубы поддерживал композитор Рихард Вагнер.
Туба имеет коническую форму и обычно снабжена 3 или 4 клапанами, в симфонических тубах часто 5, а в F-тубе – даже 6 клапанов. Нажатие на клапаны тубы фактически увеличивает длину используемой трубы, что понижает тон. Клапаны могут быть расположены как в передней части прибора, так и в верхней части.
Тубы бывают разных размеров, которые обозначаются как 3/4, 4/4, 5/4, 6/4, где 3/4 означает компактный корпус, а 6/4 – удлиненный. Независимо от размера, мундштучная чашка может быть широкой или узкой. Эуфониумом называется туба в теноровом регистре, настроенная на си-бемоль.
Флюгельгорн
Теплый, мягкий и лиричный инструмент с 3 клапанами играет важную роль в традиционном духовом оркестре. Форма флюгельгорна за пределами клапанной камеры полностью коническая и снабжена более широкими, чем у трубы, изгибами. Флюгельгорн был разработан Адольфом Саксом, который намеревался создать инструмент, напоминающий трубу, но с более мягким и теплым звучанием.
Инструмент настроен на си-бемоль или ми-бемоль (иногда на си). Общая длина трубы составляет 130 см при настройке на си-бемоль и 98 см при настройке на ми-бемоль.
Как и на всех духовых инструментах, звук на флюгельгорне получается, когда губы плотно прижимаются к чашеобразному мундштуку и приводят в движение воздушный столб в инструменте. При правильном напряжении губ можно воспроизвести один из 7 естественных тонов. Увеличивая длину основной трубы с помощью одного или нескольких клапанов, можно хроматически заполнить промежутки между каждым из обертонов. Первый, второй и третий клапаны понижают ближайший обертон на один целый тон, один полутон и полтора тона соответственно.
Диапазон трубы си-бемоль составляет от ми большой октавы до си-бемоль первой октавы и от ми малой октавы до си-бемоль второй октавы.