Создание уникального музыкального произведения с цепляющим мотивом во многом зависит от хорошей аранжировки. Без этого важного пункта песня не будет звучать гармонично и красиво. Это особенно актуально в тех случаях, когда создаётся кавер на известную композицию – без качественной аранжировки она не сможет конкурировать с другими перепевками.
Без аранжирования нельзя представить и авторскую песню. Удачные переливы, сочная гармония – это именно то, что цепляет слушателя. Разберёмся, как сделать аранжировку качественной, а композицию – идеальной.
Что такое аранжировка: понятие и азы
Аранжировка музыки – такая обработка, которая подготавливает «сухую» композицию в полноценную песню. В это понятие входят:
- Определение стилистики;
- Подбор инструментов, их партий;
- Выбор акцентов;
- Запись готовых инструментальных партий.
Важно! Суть инструментовки и аранжировки разная. Первая предназначается для переделки музыкальной композиции под оркестр, чистый инструментал или минус.
Зачем нужна аранжировка?
Музыкальная аранжировка – это удачное сочетание музыкальных инструментов, правильное акцентирование и хорошо прописанные сольные партии. Всё это – изюминка в оригинальном произведении.
Совет для начинающих: детализация музыки – прекрасный способ свести к минимуму риск «провисания» и пробелов в мелодии. Разбирайте композицию на небольшие куски и прорабатывайте их, если чувствуете, что они звучат слабо по сравнению с другими частями.
Аранжировка трека – это его финальный вид, то, как он будет звучать, когда выйдет в эфир. Поэтому важно провести качественно поработать над звучанием и общим посылом песни.
Что важно в аранжировке?
При создании собственной песни важно сделать так, чтобы в ней не было даже намёка на узнаваемые соло из других композиций. Плагиат – не лучший способ завоевать сердца слушателей. Поэтому стоит:
- Довести песню до законченного вида;
- Учесть звучание каждого инструмента и собрать их так, чтобы они не перебивали и не накладывались друг на друга во время сведения дорожек;
- Создать гармонию. Партии вокала, инструментов, бэков должны дополнять друг друга и создавать гармонию, а не идти вразброс.
- Задать и удерживать ритм. Он легко прослеживается и запоминается с первого раза.
- Выбрать жанр и форму.
- Создать запоминающийся и уникальный саунд.
Во время переложения произведения помните, что первостепенная задача – навести порядок, избавиться от громоздких, лишних частей, которые не придают музыке изюминку, а только портят её.
Специфика аранжировки
Аранжировка в музыке имеет ряд специфических черт, которые напрямую вытекают из её целей. Она заключается в:
- Добавлении принципиально новых партий, которые сделают их необычными;
- Грамотной расстановке акцентов, которые зацепят слушателя;
- Чистке от лишних партий (это позволит избежать громоздкости);
- Сведении музыкального сопровождения под тип вокала или наоборот;
- Точной передаче задумки и смысла музыкального произведения;
- Переложении или смене стилистики при исполнении каверов или акустических, оркестровых и иных версий уже существующей песни.
Важно! Приёмы и способы аранжировки будут отличаться в каждом жанре. Для джаза, например, характерен устный вид – записи нот в ней нет. Это довольно сложно, но даёт большой простор для создания живой музыки и ансамблей «Комбо». При специальном способе без нотной грамоты не обойтись.
Значение аранжировки очень велико, так как она позволяет музыканту:
- Создавать что-то принципиально новое и хитовое;
- Удачно перерабатывать старые песни, менять их жанр и фактуру.
Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере
Наилучшего способа нет. Каждый исполнитель или специалист-аранжировщик выбирают тот, который подходит именно им. Начинающим музыкантам лучше использовать специальные компьютерные программы. Особенно тогда, когда:
- Нет большого количества инструментов. Это мешает созданию наполненной композиции;
- Нет опыта переложения;
- Нет возможности снять хорошую студию и делать запись там.
Разобраться в работе компьютерных программ можно самостоятельно или с помощью мастер-классов от аранжировщиков.
Самые ходовые программы:
- Cubase;
- Logic Pro;
- Ableton.
Классический тип – запись нотной композиции и переработка вживую. Используется тогда, когда все члены группы имеют музыкальное образование, умеют сходу перерабатывать мелодию.
Специфика творческого процесса
Аранжировка песни – это творчество, поэтому она требует самоотдачи, полного включения в рабочий процесс. В музыку вкладывается душа, в текст – смысл и посыл. Хорошая работа с переложением может исправить плохую мелодию, но не бездарный текст. Поэтому нужно работать не только над звучанием.
Тем не менее, аранжирование было и остаётся делом творческим, поэтому проработка коснётся:
- Слов;
- Смысловой нагрузки;
- Правильной передачи идеи;
- Мелодики;
- Тональности;
- Звучания отдельно взятых инструментов;
- Гармонии и баланса полотна;
- Метода записывания готового продукта;
- Микширования.
Стоит гнаться не за большими гонорарами, а за качеством исполнения.
Примеры переложений одной песни
Самый лучший способ разобраться в теме – посмотреть на примеры переложенных песен. Аранжировать можно как собственные композиции, так и чужие. Каверы на известные песни обязательно имеют какую-то изюминку, которая привлечёт слушателей.
Рассмотрим распространённые примеры.
Вот так выглядит оригинальное звучание песни «Скованные одной цепью» группы «Nautilus Pompilius»:
А вот так – кавер от «Машины времени»:
А вот пример авторской аранжировки. Так звучит эта песня в исполнении «Ю-Питера»:
Ещё один пример – «Спокойная ночь» группы «Кино». Так звучит оригинал:
А так – кавер от группы «Алиса»:
Исполнение одной и той же песни звучит иначе как раз благодаря аранжировке. Она не только меняет стиль или звучание, но и перестраивает мотив под тип вокала. Это придаёт уже знакомым композициям другой посыл, отличающийся как более мягкой, так и более грубой голосоподачей.
Акустические версии песен – тоже хороший пример.
Вот оригинал «Hotel California» группы «Eagles»:
А вот её акустика:
Новое звучание меняет восприятие трека, поэтому качественная переработка обновит и выделит что угодно.
Отличие аранжировки от других способов обработки музыки
Сложность исполнения аранжированных треков заключается в том, что её легко перепутать с другими подвидами. Поэтому разберём, чем они отличаются.
Аранжировка
Самое большое отличие данного типа от других состоит в том, что он позволяет изменять оригинал так, как захочется. Можно внести новые партии или убрать старые, добавить новый инструмент, изменить вокал (его темп, агрессивность и так далее), укоротить хронометраж. Иногда исполнители даже добавляют новый текст или меняют его (пример – песня «The Unforgiven» группы «Metallica», которая имеет уже три разных аранжировки, отличающиеся друг от друга ещё и словами)
Оркестровка
Этот способ обработки требует минимального вмешательства в первоначальную идею и манеру исполнения. Материал распределяется между секторами оркестра, выдавая каждому музыканту с духовыми инструментами. Каждая партия звучит гармонично, слаженно – без этого звук «убежит» или собьётся. Оркестр придаёт композиции новое звучание, выгодно выделяющее её среди других каверов и аранжировок.
Инструментовка
Это один из способов исполнения без вмешательства в первоначальную идею, без переписывания партий. Они переносятся отдельно для гитары или фортепиано. Инструментовка представляет собой передачу нотного материала от одного вида инструментов к другой (замена скрипки на флейту и так далее) и позволяет задать новое звучание.
Кто такой аранжировщик и как им стать?
Аранжировщик – это специалист, который занимается профессиональным переложением. Его работа заключается в том, что он:
- Берёт основу идеи и перерабатывает её, доводя до идеала;
- Подбирает и записывает все музыкальные партии;
- Выполняет заказ на переаркестровку или переинструментровку;
- Добивается гармонии в звучании;
- Занимается сведением звука;
- Готовит песню к записи.
Хороший аранжировщик должен:
- Уметь играть;
- Знать нотную грамоту;
- Разобраться в работе программ;
- Уметь «слышать» мелодии;
- Разбираться в жанрах и стилях, уметь различать их;
- Уметь переписывать исходники под другой жанр;
- Уметь записывать инструментальные партии.
Чтобы стать ведущим и известным аранжировщиком, к которому будут приходить люди, следует пройти обучение или посмотреть мастер-классы. После получения базовых знаний о предмете будущей работы, нужно будет постоянно набирать опыт. Следует научиться слушать и слышать мелодии, а также постоянно заниматься самосовершенствованием и повышением квалификации.
Интересный факт: чем больше работы над вступлением – тем больше вероятность того, что слушатель дойдёт до конца композиции. Ещё один проверенный способ зацепить – сделать взрывной припев, заедающий в голове. Работает всегда!
Аранжировщик знает действительно большое количество песен с разной манерой исполнения, написанных в любых стилях, жанрах, подвидах. Этот человек, подмечающий недочёты в звучании и тексте. Он будет исправлять и дорабатывать их, доводя творение до совершенства. Работая с разнонаправленным материалом, аранжировщик отыщет удачные идеи, научится у мастеров создавать шедевры.
Важно! Самокритично относитесь к результатам своей работы. Это позволит достичь совершенства композиции. Но не стоит корить себя слишком сильно – найдите золотую середину.
Советы для новичков в мире аранжирования:
- Купите оборудование для усиления и регуляции звука. Это позволит выделять партии, корректировать подачу звука во время записи трека;
- Используйте ходовые плагины;
- Ищите программы функционалом;
- Направляйте записанные инструментовки в отельные файлы. Это упростит сведение.
- Обрабатывайте материал независимо;
- Используйте виртуальные звуки;
- Изучайте теорию;
- Повышайте квалификацию;
- Научитесь распределять музыкальное пространство – это залог гармоничного звука.
Итак, процесс аранжировки трудоёмок и сложен, требует много знаний и времени. Но он позволяет создать хитовый трек с отличным саундом. Это искусство требует постоянного саморазвития, улучшения навыков. Хорошая работа над звуком приводит к результату, радующему слушателей и исполнителей.