Интервалы сольфеджио

Интервалы сольфеджио

В древности древнегреческим было известно понятие интервалы сольфеджио. Следует отметить, что семантика этого слова уходит в глубину времен. Расстояние, таковым оно и является, определяется латинским термином intervallum. Слово это находит применение в различных сферах, включая музыку. Интервалы в музыке, аналогичные вселенной, заслуживают особого и детального внимания. Так что же представляют собой эти интервалы?

Что такое интервалы в музыке

Гармонические и мелодические интервалы обусловлены математическими законами и измеряются в особых единицах – центах. Они определяют соотношение двух ступеней звукоряда и расстояние между ними. Расстояние точно измеряется количеством полутонов. В зависимости от того, как берутся звуки – одновременно или последовательно – строится их построение.

Во втором случае ноты берутся последовательно, а в первом – одновременно. Больше – дальше. Существует огромное количество вариантов звучания двух нот, которые зависят от расстояния между ними. Но всегда нижний звук является основанием, а верхний звук называется вершиной. Наименьший интервал образуется полутоном.

Написание музыки может использовать характеристики звучания, которые свойственны каждому интервалу. Некоторые интервалы звучат легко и приятно, другие – напряженно и мрачно, а третьи приносят грусть. Однако существуют интервалы, которые меньше полутона и не могут быть восприняты человеческим слухом. Это звучание можно использовать, обладая теоретическими знаниями, при создании музыки.

Из всего разнообразия выделяют ряд основных интервалов, создающих основу этого важного направления.

Основные интервалы

Для создания разнообразия интервалов был разработан особый набор звуков. Они используются для обозначения различных интервалов, и для этого были выбраны латинские числительные. Хотя числительные указывают только на количество ступеней, качество интервала определяется другими элементами.

  • Между соседними нотами хроматической гаммы есть небольшое расстояние, которое называется полутоном.
  • Два полутона образуют тон, который может быть использован, например, для образования мажорной секунды.
  • Особое расстояние, которое содержит три тона – увеличенную кварту и уменьшенную квинту, называется тритоном. Эти ноты всегда звучат напряженно.

Нулевым размером всегда характеризуется совершенный унисон – прима, состоящая из двух одинаковых нот. Важно отметить, что одинаковое расстояние присутствует в разных интервалах: например, от D до F♯ составляет терцию, состоящую из четырех полутонов, и те же самые четыре полутона образуют уменьшенную кварту от D до G♭ и так далее.

Расширяя или сглаживая любой interval на один или два полутона, мы можем изменить его звучание до неузнаваемости. Существуют интервалы, которые встречаются чаще, а есть и те, которые используются реже. Но почему именно эти интервалы называются основными? От них образуются все остальные интервалы.

Возможности музыканта значительно расширяются благодаря существованию таких интервалов, которые находятся вне основных границ звуков. Расстояния между звуками могут быть как значительно меньше, чем один тон, так и значительно больше, чем одна октава. Такие интервалы, хотя и не являются основными, все же играют важную роль в музыке.

Количество и качество

Одному интервалу присущи две важные характеристики – тоновая и ступеневая. Характеристика качественная (quality) является тоновой, а количественная (number) – ступеневой. Вопрос “что это” отвечает именно ступеневая характеристика, которая также даёт название интервалу.

В свою очередь, тоновая составляющая отвечает на вопрос “какой?” и определяется числом тонов и полутонов в конкретном интервале. Все это вместе определяет number and quality каждого интервала.

Вот пример, как intervals выглядят, образованные от одного звука.

Строится interval сначала по ступеневой величине, а затем по тоновой с учетом знаков альтерации.
Увеличение или уменьшение на полутон является количественным определением, которое дополняется качественной стороной. При этом, если происходит увеличение или уменьшение interval, которое происходит на целый тон, то это приводит к его двукратному увеличению или уменьшению.

Сокращённая запись

Intervals имеют свои буквенные обозначения, которые указывают их основные признаки:

  • «Р» — идеальный;
  • «M» — мажор;
  • «m» — минор;
  • «d» — уменьшенный;
  • «A» — увеличенный;
  • «Т» — тритон.

Для обозначения качества интервалов также используют сокращения:

  • perf — идеальный;
  • min — второстепенный;
  • maj — большой мажорный;
  • dim — уменьшенный;
  • aug — увеличенный.

Увеличенный или уменьшенный interval можно обозначить и простым сокращением — «ув» и «ум».

Инверсия

Число девять получается при сложении номера инвертированного интервала и номера его инверсии. Инвертированный интервал возникает, когда основа простого интервала переносится на октаву вверх. Новый интервал при этом получает другое название. Унисон и октава являются ярким примером инверсии. Инверсия других интервалов, таких как C-D, D-C и т. д., может быть прослежена аналогичным образом.

Классификация интервалов

Основные из многочисленных признаков для классификации интервалов включают в себя количество ступеней, качественный состав и способ “взятия”. Используя эти главные и второстепенные особенности, можно провести классификацию и рассмотреть достаточно много признаков.

Мелодичные и гармонические

Гармонический интервал получается, если две ноты берутся одновременно. Такая форма называется вертикальной. Чтение гармонического interval происходит снизу вверх. Если ноты берутся последовательно, то получается мелодический interval, то есть горизонтальный. У мелодического interval есть два направления – восходящее и нисходящее.

Диатонический и хроматический

Хроматические интервалы в мажоре и миноре

Энгармонические интервалы, подобно энгармоническим гаммам, представляют собой звуки, записанные по-разному, но совпадающие по качеству и количеству. Для слуха они звучат одинаково. Однако их написание сильно отличается из-за энгармонизма звуков, который определяется знаками альтерации в ключе.

Минутные интервалы

Размеры интервалов в хроматической шкале не включают все возможные варианты. Это происходит из-за их малого размера, поэтому такие интервалы классифицируются как микротоны или запятые и имеют собственные названия. Их размер измеряется в центах.

Цент – это самая маленькая единица измерения, которая равна сотой доле полутона. Однако именно он позволяет оценить различия между разными интервалами. Вот несколько примеров:

Для обозначения различных интервалов используются различные типы запятых.

  • Например, синтоническая запятая равна 21,5 центам и вычисляется как разница между четырьмя идеальными квинтами и двумя октавами с мажорной третью.
  • Пифагорейская запятая, в свою очередь, равна 23,5 центам и представляет собой разницу между семью октавами и двенадцатью идеальными квинтами.
  • Разделительная запятая имеет значение 27,3 центов и определяется как разница между 3-предельным “седьмым” или пифагорейским интервалом и “гармоническим седьмым”.
  • Еще один тип запятой – диезис, который равен 41,1 центам. Он часто используется для обозначения разницы между октавой и тремя мажорными третьями, но также может использоваться для обозначения других небольших интервалов.
  • Разница между мажорными третьями и тремя октавами составляет 19,6 центов и обозначается как диасхизма.

Интервалы в аккордах

Комбинация разных интервалов с одной общей нотой, корнем аккорда, создает созвучие из трех и более звуков. Вот пример:

  • трезвучие с интервальным составом 3 + 3, состоящий из трёх звуков;
  • септаккорд с интервальным составом 3 + 3 + 3, состоящий из четырёх звуков;
  • нонаккорд с интервальным составом 3 + 3 + 3 + 3, состоящий из пяти звуков.

Фоническая сторона звучания зависит от интервального состава. Название последовательно образованных от основного тона интервалов – это все последующие. Основным тоном или примой называется нижний звук аккорда.

Размер интервалов

Звучание мелодии сильно меняется при изменении интервального диапазона, который можно изменить путем изменения высоты ступеней гаммы. Единственным исключением является чистая прима, которую нельзя уменьшить.

При изменении интервального диапазона образуются хроматические интервалы с альтерированными ступенями. Увеличенные интервалы обычно получают из чистых и больших форм, а уменьшенные – из чистых и малых. Интервалы могут быть увеличены или уменьшены в два раза при изменении их величины на два хроматических полутона. Встречаются двойные увеличенные кварты и квинты чаще всего.

Корень интервала

Корень интервала, по мнению Дэвида Коупа и Хиндемита, определяется исходя из его нижней или верхней ноты. Они предлагают вычислять корень таким образом: для диатонических интервалов с нечётным номером корнем является нижняя нота, а для интервалов с чётным номером – верхняя нота. Корень совокупности интервалов, согласно этой концепции, будет тоника – самый сильный интервал в ряду. Подтверждением этому может служить мощный тонический аккорд, который завершает композицию.

Интервальные циклы

Обозначение интервального цикла с помощью латинской литеры «С» было введено Джорджем Перлом. В каждом цикле есть свой темперамент и указывается количество тонов в цикле, например, С1, С2, С3 и так далее. Цикл начинается со звука определённой высоты, который поднимается на конкретный интервал и после многократного повторения этот интервал достигает первоначальной высоты. Таким образом, интервальный цикл можно описать как развернутую серию одного интервала, который возвращается к первоначальному звучанию. Для создания одного цикла требуется как минимум три звука.


Симметрия является еще одной важной особенностью интервальных циклов, которые в музыке играют важную роль. Они обладают особой тональной окраской, которую романтические композиторы использовали в своих произведениях. Интервальные циклы также имеют важное значение в джазе. Они могут быть как восходящими, так и нисходящими, и между собой они связаны инверсией, дополняя друг друга.

Интервалы основного тона

Много интервалов можно построить в пределах 12 полутонов. Их многообразие определяется не только расстоянием между звуками, но и направлением звука — восходящие и нисходящие intervals. Новое множество интервалов хроматических можно создать на основе множества диатонических интервалов.

Каждый из них строится по общему принципу и характеризуется шириной, расстоянием между ступенями, количеством тонов и полутонов. Они также классифицируются как упорядоченные и неупорядоченные. В первом случае важно выбрать точку отсчета, то есть основание интервала.

Мир музыкальных интервалов – это удивительная область, которая может вдохновить и удивить. Они придают звукам различные оттенки, и исследование этой темы не только развивает музыкальное чувство, но и дает возможность создать свой собственный стиль. Теоретически подкованный человек легко может манипулировать этими “кирпичиками”, искусно комбинируя звуки. Мир музыкальных интервалов безграничен. Несмотря на огромное количество произведений, созданных великими и не очень композиторами, музыкальный мир бесконечен, как океан.

 

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
inline-комментарии
Посмотреть все комментарии
ПОПУЛЯРНЫЕ АККОРДЫ:
Adblock
detector