Давайте поговорим о длительностях нот. Заметили ли вы, что ноты имеют разные формы на нотном стане? Некоторые закрашены и имеют хвосты, другие – без хвостов, а третьи внутри пустые. Все это отражает различные длительности звуков. Не только высота, но и длительность звука играют важную роль в музыке.
Основные длительности нот
Предлагаем вам начать с простого – ознакомиться со всеми распространенными в музыке продолжительностями и запомнить их названия. Позднее мы рассмотрим их значение в музыкальном ритме и способы их ощущения. Основных продолжительностей на самом деле немного.
ЦЕЛАЯ – “Картошки” – так привыкли называть в музыкальных кругах целые ноты, которые считаются самыми длительными. Они представляют собой пустой кружочек или овал, не закрашенный внутри – что-то вроде эллипса.
ПОЛОВИННАЯ – Представьте, что есть такая музыкальная единица, которая в два раза короче целой. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то эту новую единицу – всего 2 секунды (это только условные единицы, чтобы вы поняли принцип). Эта новая единица выглядит почти так же как целая, но с головкой (картошкой), которая не такая жирная, и с палочкой (или, правильнее сказать, штилем).
ЧЕТВЕРТНАЯ – Существует такая длительность, которая в два раза короче половинной ноты. Если сравнивать ее с целой ноткой, то она будет вчетверо короче (ведь четвертная нота представляет собой 1/4 часть целой). Это означает, что если целая нота звучит в течение 4 секунд, то половинная – 2 секунды, а четвертная нота – всего лишь 1 секунда. Кроме того, четвертная нота всегда закрашена и также имеет паузу, как и половинная.
ВОСЬМАЯ – Восьмая нота имеет в два раза меньшую длительность, чем четвертная, и в четыре раза меньшую длительность, чем половинная. Для заполнения времени одной целой ноты требуется восемь штук восьмых нот (поскольку восьмая нота представляет собой 1/8 часть целой ноты). Длительность восьмой ноты составляет половину секунды (0,5 с). Восьмая нота, или “восьмушка”, как ее называют музыканты, отличается наличием хвоста. Этот хвост, по-научному, называется флажком. Восьмые ноты часто объединяются группами по две или четыре, и тогда все хвосты соединяются, образуя одну “крышу” (правильно говорить – ребро).
ШЕСТНАДЦАТАЯ – Для заполнения целой ноты нужно 16 штучек таких нот, которые в два раза короче восьмушки и в четыре раза короче четвертной. По нашей условной схеме, на одну секунду приходится аж четыре шестнадцатых нот. Внешне эта длительность очень похожа на восьмушку, но имеет два хвоста (две косички). Шестнадцатые ноты обычно собираются в компании по четыре штуки, иногда и по две, и соединяются двумя ребрами (двумя «крышами», двумя перекладинами). Конечно, существуют и более мелкие длительности, такие как 32-е или 64-е, но пока нет необходимости заниматься ими. Сейчас главное понять основные принципы, а остальное придет само собой. Кстати, существуют и длительности, которые дольше целой, например, бревис, но это уже другая тема для разговора.
Соотношение длительностей между собой
На следующей схеме-таблице будет показано дробление длительностей. Каждая более мелкая длительность возникает из деления более крупной на две части. Этот принцип называется “принципом четного деления”. Различные степени деления, такие как 2, 4, 8, 16, 32 и другие, используются для деления целой ноты. Именно эти степени деления определяют названия “четвертная”, “восьмая”, “шестнадцатая” и т.д. Пожалуйста, изучите эту таблицу и попытайтесь понять ее.
Соблюдение ритма в изучении длительностей требует понимания соотношения между ними. Музыкальное время неизмеримо точно секундами, поэтому мы не можем точно определить длительность нот. Приведенные примеры условны и представляют лишь один из возможных вариантов. Так что делать? Как точно соблюдать ритм?
Что такое музыкальное время?
В музыке обнаруживается своя собственная единица измерения времени, которая называется ударом пульса. Пульс в музыке, подобно пульсу любого живого организма, ритмично бьется. Удары пульса равномерны, однако их скорость может различаться. Пульс может быть быстрым и учащенным, а может быть медленным и спокойным. Таким образом, пульс как единица измерения времени является переменной и изменчивой. Она зависит от темпа музыкального произведения. Тем не менее, эта мера является крайне важной. Почему?
Предположим, что в пьесе пульс бьется четвертями, то есть четвертными нотами. Таким образом, зная отношение длительностей между нотами, можно представить и ощутить звучание других нот. Например, половинные ноты будут занимать два удара пульса, целые ноты – четыре удара пульса, а для восьмушек или шестнадцатых нот необходимо успеть произнести две или четыре ноты соответственно на один удар пульса.
Как считать длительности нот?
Начинающие музыканты, когда они изучают произведения для своего инструмента, часто приходится считать вслух. Они считают удары пульса. Счет может быть до двух, до трех или до четырех. Кроме того, чтобы было проще разделить удар пульса пополам при игре восьмыми длительностями, они добавляют разделительный слог “и” после каждого счета. Поэтому музыкантский счет может выглядеть так: РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И или РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, а иногда просто РАЗ-И, ДВА-И.
Все это очень просто, и разобраться в этом несложно. В ноте, состоящей из четырех ударов пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И), каждый удар занимает одну четверть ноты. Половинная нота, состоящая из двух ударов, занимает половину ноты (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная нота приходится на третий или четвертый удар пульса). Четвертные ноты считаются по одной на каждый удар: первая четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья четверть на ТРИ-И, и четвертая четверть на ЧЕТЫРЕ-И.
Для удобного подсчета восьмушек существует добавка «И». Восьмушки редко встречаются одиночно, чаще всего их встречается парами или по четыре штуки. В таких случаях одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда считается на «И».
Правописание штилей
Помните, что ШТИЛЬ – это небольшая палочка, которая прикрепляется к головке ноты и указывает направление движения. Эти палочки могут указывать как вверх, так и вниз. Направление штилей зависит от положения ноты на нотном стане. Правило легкое: если нота находится ниже третьей линии, то штили смотрят вверх, а если на или выше третьей линии – то вниз.