Музыкальные символы, называемые знаками альтерации, играют важную роль в изменении основных ступеней звукоряда. Они могут влиять на высоту звука и менять его характер. После того как нота подвергается альтерации, мы добавляем соответствующий, указывающий на изменение.
Какие существуют знаки альтерации
Давайте еще раз обсудим, что музыкальные ноты – это ничто иное, как изображения звуков. Чтобы записать основные ноты в разных октавах, мы используем нотный стан, ключи и линейки. А для записи измененных нот существуют специальные символы альтерации: диезы, бемоли, бекары, двойные диезы и двойные бемоли.
- Название ДИЕЗ происходит от греческого слова “диеса”, и выглядит он как маленькая лесенка или решетка на клавиатуре телефона. Его основная функция – указывать на повышение ноты.
- БЕМОЛЬ указывает на уменьшенную ноту и выглядит похожим на английскую или латинскую букву «бэ» (b), но с заостренной нижней частью, как перевернутая капля. Бемоль – французское слово, хотя с латинским происхождением. Термин состоит из простых элементов: «бе» – это буква «бэ» (b), а «моль» означает «мягкий», поэтому бемоль – это просто «мягкая б».
- Бекар – вызывает интерес, поскольку он отменяет действие бемолей и диезов и указывает на необходимость играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. Его написание немного угловатое, похоже на закрытую сверху цифру 4, но не треугольником, а квадратиком. Он также имеет сходство с буквой «бэ» (b), но с квадратной формой и штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и может быть переведено как «квадратная бэ».
- Для двойного повышения ноты используется ДУБЛЬ-ДИЕЗ. Он имеет вид диагонального крестика с расширенными, слегка ромбовидными кончиками, похожий на крестик, который рисуют в игре крестики-нолики.
- Принцип записи знака дубль-бемоль ничем не отличается от английской буквы W (дубль V). В данном случае, дубль-бемоль указывает на двойное понижение ноты. Отличие заключается в том, что два бемоля располагаются рядом, а не отдельно.
Ключевые и случайные диезы и бемоли
Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: ключевые и случайные.
Случайные ноты – это ноты, которые неожиданно появляются в музыкальном тексте, как грибы в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в определенном такте, в котором они появляются, и в следующем такте играется обычная белая нота.
На каждой нотной строчке выставлены ключевые знаки – диезы и бемоли, расположенные в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Если такие имеются, они напоминают нам о своем присутствии. Их действие особенное: все нотки, помеченные диезами или бемолями при ключе, играются как диезы или бемоли до конца музыкального произведения. Например, если после скрипичного ключа расположены два диеза – ФА и ДО, то мы будем играть эти ноты диезами, где бы они нам не встретились.
Иногда случайные бекары могут отменить эти диезы, но все это только на короткое время, а затем они снова становятся диезами. Вот вам другой пример. После басового ключа мы ставим четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что делать в такой ситуации? Правильно, играем эти ноты как бемоли, где бы они ни встретились. Вот и все, что нужно знать.
Для чего нужны дополнительные знаки
Дубль-диез
Повышение ноты на два полутона или на 1 тон обозначается крестиком «Х». Дубль-диез отсчитывается от чистой неальтерированой ноты, не обращая внимания на знаки при ключе.
Дубль-бемоль
♭♭ — это знак альтерации, который понижает ступень на тон. Также его можно записать как «Double flat». В то же время, можно взять бемольную тональность, например, «g—moll» (соль минор). В этом случае при ключе уже стоят «си ♭, ми ♭». Однако автор решил понизить ми на полтона в каком-то такте. Для этого он добавляет знак «♭♭» около ноты.
Таблица знаков альтерации
Знак альтерации | Обозначение | Что делает с нотой |
Диез | # | Повышает на ½ тона |
Бемоль | ♭ | Понижает на ½ тона |
Бекар | ♮ | Отменяет знаки альтерации |
Дубль диез | x | Повышает на 2 полутона (1 тон) |
Дубль бемоль | ♭♭ | Понижает на 2 полутона (1 тон) |
Порядок диезов и порядок бемолей
Знаки, которые являются ключевыми, никогда не ставятся просто так, а всегда в определенном порядке. И каждый музыкант должен запомнить и всегда знать эти порядки. Порядок диезов следующий: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, но наоборот: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА.
Если рядом с ключом находится три диеза, то это ФА, ДО и СОЛЬ, первые три по порядку. Если их пять, то это ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ, пять диезов по порядку, начиная с начала. Если после ключа видим два бемоля, то это СИ и МИ.
Скрипичные и басовые ключи содержат правильное расположение всех семи диезов и семи бемолей на нотном стане. Не забывайте, что ключевые знаки выставляются на одних и тех же линейках и в определенном порядке. Чтобы запомнить их, лучше всего переписать несколько раз в нотную тетрадь.
Сколько тональностей используется в музыке?
Сейчас мы приступим непосредственно к рассмотрению тональностей. Всего в музыке используется 30 тональностей – 15 мажорных и 15 соответствующих им минорных. Тональности, которые имеют одинаковые ключи, называются параллельными. Они имеют одинаковый звукоряд, но отличаются тоникой и ладом, что определяет их название.
Из этих 30-ти тональностей:
- 2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
- 14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
- 14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).
Для обозначения тональности требуется разное количество ключевых знаков (диезов или бемолей) – от 0 до 7. Не забывайте, что в тональностях до мажор и ля минор знаки отсутствуют. Также запомните, что в тональности до-диез мажор (и ля-диез минор) и до-бемоль мажор (и параллельный ля-бемоль минор) используется по 7 диезов и бемолей соответственно.
По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?
Для определения знаков в других тональностях мы будем использовать известный порядок диезов или, при необходимости, порядок бемолей. Нашей ориентацией будут служить только мажорные тональности. То есть, чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, мы должны сначала найти параллельную мажорную тонику, которая находится на малую терцию выше исходной минорной тоники.
Действуя по правилу определения ключевых знаков в диезной мажорной тональности, мы начинаем с последнего диеза, который на ноту ниже тоники, и перечисляем все диезы по порядку до достижения этого ключевого знака. Таким образом, мы определяем ключевые знаки в диезной мажорной тональности.
Для определения знаков бемольных мажорных тональностей используется следующий метод: сначала перечисляются все бемоли в порядке их появления, а затем останавливаются на бемоле, следующем за тоникой. Это правило можно представить так: последний бемоль закрывает мажорную тонику, защищая ее от ветра, и является следующим после нее. Если нужно определить знаки для бемольной минорной тональности, то сначала необходимо найти ее параллельную мажорную тональность.
Возможно, понятен принцип. При рассмотрении одной из бемольных тональностей, а именно фа мажора, этот принцип может работать с некоторыми оговорками: первую тонику мы берем во внимание, но не считаем исходной. Причина в том, что в фа мажоре единственным знаком ключа является си-бемоль, который определяет порядок бемолей. Поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.
Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?
Как определить, какие из тональностей являются диезными, а какие бемольными? Возникает естественный вопрос в вашем сознании. Диезные тональности в большинстве случаев имеют тоники, которые соответствуют белым клавишам на рояле, за исключением до и фа. А бемольные мажорные тональности – это те, у которых тоники образуются с помощью нотных знаков бемолей, таких как си-бемоль мажор и ми-бемоль мажор и так далее.
Давайте подведем итоги и узнаем, как правильно определить ключевые знаки в любой тональности. Не забудьте, что для этого нужно использовать порядок диезов или порядок бемолей и следовать правилам: “последний диез на ноту ниже тоники” и “последний бемоль закрывает тонику”. Для определения знаков в минорных тональностях мы ориентируемся только на мажорные тональности, сначала находим их параллель.