Как выучить ноты: Си на гитаре, базовые знания, таблицы

Для изучения расположения нот на грифе гитары существует несколько способов. Наиболее простой – зазубрить. В противном случае процесс может затянуться. Зачастую это отбивает желание к дальнейшему обучению. Мы систематизировали обучение нот на гитаре. Мы собрали несколько простых шагов. С их помощью вы узнаете все о ноте Си на гитаре и других элементах грифы.

Как выучить ноты на гитаре?

Навигация на грифе гитары не составит труда, если знать порядок расположения нот. Например, F идет сразу после E. Имея это в виду, где бы мы ни нашли E, следующим ладом выше будет F, независимо от струны или положения инструмента.

Частота (например, высота тона) измеряется в Герцах (Гц). Герц указывает количество вибраций или завершенных звуковых волн в секунду. Проще говоря, чем выше частота, тем выше высота звука.

Как выучить ноты на гитаре

Человеческое ухо может слышать звук в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Это разбито на 10 октав, каждая октава состоит из нот, найденных в приведенной выше хроматической гамме. Интересно, что человеческое ухо распознает одни и те же ноты в более высоких или более низких октавах, поскольку они гармонически связаны. Так мозг интерпретирует звук.

Западная музыка состоит из 12 отдельных графических изображений музыкальных звуков в пределах октавы. Это означает, что наша музыкальная система построена на основе того, что октава делится на 12 определенных тонов. Когда ноты собраны в порядке от низких до высоких, они образуют хроматическую или 12-тональную гамму.

Ноты

Относительно ноты Си, обозначение разнится – это Н или В. Отсюда происходит и разное значение Си бемоль В или В♭. Для получения ответа по поводу обозначения следует взглянуть на аккордовые обозначения. Если в партии аккомпанирующего инструмента или вокала имеется Си бемоль, то с большей вероятностью будет использоваться обозначение «В». Аналогично может быть изображено Си бекар. При отсутствии «Н» Си определяется на слух – путем сопоставления со звучанием других инструментов при игре в группе или с вокалом. Подойдет аккорд, не дающий фальши.

Необходимые базовые знания

При достижении последней ноты гаммы, она повторяется. На грифе это означает, что открытая струна (1-я струна E в примере ниже) – это та же нота, что и 12-й лад (E). Расстояние между двумя графическими элементами составляет октаву.

Октавы

Гитары с 24 ладами (в основном электрогитары) охватывают четыре октавы. В качестве альтернативы, акустические инструменты обычно имеют 20 ладов, поэтому охватывают 3 октавы и 8 нот со следующей по старшинству октавы. У классических гитар 19 ладов, поэтому гриф охватывает 3 октавы и 7 нот из следующей по старшинству октавы.

Гитарный гриф имеет 4 октавы. Можно проверить это самостоятельно, взяв самую низкую ноту, открытую 6-ю струну E, а затем найдя E в следующей самой высокой октаве, и так далее, пока не закончатся лады.

Поскольку в диапазоне человеческого слуха (20 Гц – 1200 Гц) есть 10 октав, это может сбить с толку, когда речь идет о нотах в пределах определенной октавы. Научная нотация высоты тона использует цифры для обозначения разных октав. Например, 6-я струна low E на самом деле называется E2, что означает, что она находится в пределах 2-й октавы. Аналогично, среднее C на фортепиано обозначается как C4.

Обозначение нот

Изучение порядка расположения на грифе гитары позволяет ориентироваться, что со временем приводит к запоминанию их последовательности. Первым шагом к достижению этой цели является изучение «хроматической гаммы».

Стандартное обозначение графических элементов:

  • A – ля;
  • B или H – си;
  • C – до;
  • D – ре;
  • E – ми;
  • F – фа;
  • G – соль.

Может рассмотреть порядок как круговой, при этом начальная нота находится на 12 часах.

хроматическая шкала

Хотя технически хроматическая шкала является шкалой, она не похожа на другие, поскольку содержит все доступные ноты.

Ноты на открытых струнах

Стандартный строй включает построение открытых струн в кварту по отношению друг друга, за исключением 4-й и 5-й. Они строятся в уменьшенную квинту, т. е. следующий интервал. Это позволяет проще зажимать аккорды и упрощает изучение боксов и гамм. Порядок выстроения: E, B, G, D, A, E. Речь идет о стандартном строе, сохраняющем техническую последовательность во всех вариациях.

Что означает Диез и Бемоль

Запоминание порядка нот от A до G – относительно простая задача. Однако, поскольку в хроматической гамме 12 нот и только 7 букв от A до G, должны быть дополнительные значения. Они известны как accidentals:

  • диезы (♯);
  • бемоли (♭).

Запоминание того, какие ноты разделены, а какие нет, является ключом к обучению. A, B, C, D, E, F и G являются «естественными».

Рассмотрим две шкалы:

  1. A AB C CD DE F FG G♯ – диез.
  2. A BB C DD EE F GG A♭- си (бемоль).

Например, A♯ равно B. Если мы увеличим высоту звука A в нашем примере хроматической гаммы на один лад, мы увеличим высоту звука либо до A♯, либо до B♭, поскольку оба имеют одинаковое значение. Обычно при подъеме вверх по шкале используются диезы, а при спуске – бемоли.

Лучший способ объяснить, почему между B и C или E и F нет диезов или бемолей, связан с развитием музыкальной системы и с тем, как она изменялась с течением времени. Гаммы были впервые созданы из 7 натуральных: a, b, c, d, e, f, g. Поскольку со временем была разработана система из 12 тонов, шкала из 7 нот не может быть равномерно распределена в этой системе.

Для справки: почти все музыкальные системы работают практически одинаково, но то, как делится октава, является основным отличием разных культур в отношении музыки. Хотя наша система не идеальна, если учесть клавиатуру пианино и то, как расположены клавиши.

Где не используются Бемоли и Диезы

Одним из полезных методов запоминания хроматической гаммы является запоминание того, что между B и C, E и F. Нет случайных звуков (диезов или бемолей). Все остальные ноты имеют случайные промежутки между ними. Диезы и Бемоли не применяются в До-мажоре, а также в Ля-миноре.

Состав звучаний Bm (си-минор) и В (си-мадор)

Под аккордом мы понимаем созвучие 3-х и более звуков различной высоты, которые были сыграны вместе. Простейший вариант – трезвучие.

Для игры на гитаре достаточно изучить:

  • Си-мажор (В) – включает Си, фа-диез (F#) и ре-диез (D#).
  • Си-минор (Bm) – Си, ре (D) и фа-диез (F#).

На гитаре одну ноту можно использовать в нескольких позициях. При добавлении элементов получаем новые аккорды, называемые вариациями. На практике используем баррэ на 2 и 7 ладу. Для достижения максимальной подвижности пальцев прорабатываем остальные аппликатуры.

На 2-м ладу зажимаем баррэ. Средний, безымянный палец и мизинец располагаем на 2-й, 3-й и 4-й струне. Для удобства сгибаем указательный палец. Прижимаем с большим усилием 1-ю и 5-ю струну.

Упрощенный способ

Упрощенный способ для игры си-мажор – зажимаем указательным пальцем 1-ю струну на 2-м ладу, другие пальцы размещаем на 4-м ладу на 2-й, 3-й и 4-й струне.

Bm с баррэ на 2-м ладу

Bm с баррэ на 2-м ладу – средний палец ставим на 2-й струне 3-й лад. Остальными пальцами – 3-ю и 3-ю струну на 4-м ладу.

Открытая позиция си-минор – более упрошенный вариант (представлен ниже. Подходит для начинающих.

Bm и Bс малым баррэ (4-й лад) – сложный вариант для новичков. В этом случае требуется хорошая растяжка и сила пальцев. Зажимаем малое баррэ на 4-м ладу. Другие струны зажимаем безымянным пальцем и мизинцем.

B и Bm с баррэ (7-й лад) – зажимаем 3-ю струну на 7-м ладу средним пальцем, 4-ю и 5-ю струну на 9-м ладу мизинцем и безымянным пальцем. Это аппликатура для отработки приема баррэ является наиболее удобной.

Для си-минор в аналогичной позиции зажимаем предыдущую аппликатуру и убираем  указательный палец с 3-й струны.

Минорное, а также мажорное трезвучие от 9-го лада играем аппликатурами Dm и D. Указательный палец не используем – им зажимаем басовую Си на 4-й струне.

B и Bm на 11-м ладу – 1-ю и 6-ю глушим ладонью или подушечками пальцев.

 

Bm на 11 ладу

Что такое натуральный ряд

Речь идет об обычной гамме, в которой ступени не повышаются и не понижаются. Элементы идут с определенной последовательностью в стандартном минорном и мажорном порядке.

Таблица нот для гитары

Таблица нот

Перед заучиванием рассмотрите таблицу до 12-го лада (целой октавы). Далее все повторяется в аналогичной последовательности.

На семиструнных инструментах предусмотрен «классический» строй – идентичный расположению элементов на грифе 6-ти струнного. Он настроен на базовую В (Си).

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Проигрывая ноты, повторяйте их название вслух. При этом смотрите на лады. Такой подход направлен на активацию всех видов памяти, что способствует лучшему запоминанию. Также развивайте слух, позволяя мозгу запомнить звучание каждого элемента. Звуки проигрывайте в прямой, а также в обратной последовательности.

Самый важный момент – практика. Чем больше времени будет потрачено на занятия, тем быстрее будет освоена необходимая информация. Сначала практиковаться можно на бумажном экземпляре, ежедневно заполняя строки и столбцы. После получения 100% результата можно приступать к инструменту.

Относитесь к инструменту бережно. Не затягивайте и не зажимайте струны – движения должны быть четкими и плавными. При использовании медиатора не забывайте о параллели. Следите не только за перемещением пальцев левой руки, но и за техникой правой.

Распределите шаги по дням, чтобы упростить процесс обучения:

День №1 – Самая низкая струна (МИ). Самая толстая, зажата на 5-м ладу, настроенная в унисон со 2-й октавой.

День №2 – Пятая струна (ЛЯ). Это 5-й лад. Звучит в унисон с 4-й струной.

День №3 – Четвертая струна (РЕ). Также 5-й лад, звучащий в унисон с 3-й струной.

День №4 – Третья струна (СОЛЬ). Речь идет о 4-м ладу, который звучит в унисон со 2-й струной.

 

День №5 – Вторая струна (СИ). Это 5-й лад, который звучит в унисон с 1-й струной.

День №6 – Первая струна (МИ). Самая тонкая, 5-й лад, настраиваемая в унисон со 2-й октавой.

День №7 – Распознавание октав.

Основные принципы быстрого поиска октавы:

  1. Зажмите на 7-м ладу струну – она зазвучит в октаву к предыдущей. Этот принцип распространяется на 6-4 струны.
  2. Зажмите на 6-й струне 5-й лад или на 4-й – 7-й. Это работает с 6-й по 4-ю струну.

Эти простые принципы позволят без труда находить октавы, воспользовавшись таблицами выше. Такой подход дает возможность использовать тонику с целью возврата в нужное место.

Дополнительные рекомендации

Сначала найдите естественные ноты на ладовой доске. Есть несколько правил, которые можно использовать здесь, чтобы найти их:

  • Правило №1. Между каждой естественной нотой есть промежуток в два лада. Это называется целым шагом.
  • Правило №2. Некоторые элементы не соответствуют правилу двух ладов. Промежуток между ними составляет всего один лад (между B и C, а также E и F). Это известно как полушаг.

Давайте попробуем найти естественные ноты в строке E (E, F, G, A, B, C, D). С учетом приведенных выше правил можно легко найти промежутки в 2 лада между нотами, а также промежутки в один лад.

Между E и F есть только один лад. Мы знаем, что E – это нота открытой 6-й струны, поэтому F можно найти на следующем ладу. F и G имеют промежуток в 2 лада между ними, поэтому, если мы поднимемся на два лада от 1-го, мы окажемся на 3-м ладу. Таким образом, лад 3 на нашей струне E – это нота G. У G до A также есть разрыв в 2 лада, если подниматься на два лада от 3-го, где была наша G, мы окажемся на 5-м ладу.

От A до B также есть промежуток в два лада, поэтому, если мы поднимемся на два лада, мы окажемся на ладу номер 7, следовательно, 7-й лад на струне E – это B.

Схема расположения основных нот на гитаре

Изучение нот на грифе, хотя и не является необходимым для обучения, значительно поможет в прогрессе. Если знать, где что находится, будет намного проще находить гаммы, создавать аккорды и использовать альтернативные варианты озвучивания аккордов.

Нота До (С) на грифе гитары

Средняя До служит чем-то вроде «домашней базы» для изучения игры на фортепиано, поэтому она является важной контрольной нотой. На гитаре C4 можно найти 5 раз на грифе, за исключением классического инструмента с 19 ладами. На приведенной ниже диаграмме показаны три C4 (средние C) в пределах первых 12 ладов.

Нота До (С) на грифе гитары

Ре (D)

Вторая ступень диатонического двузвучного звукоряда. Отстоит на целый тон от ми и до. Частота звука 293,7 Герца.

Ре (D)

Ми (E)

Мнемоническое обозначение 3-й ступени. Частота звука первой октавы – 329,6 Герца.

Ми

Фа (F)

Мнемоническое обозначение 4-й ступени диатонического звукоряда. Частота звука 1-й октавы – 349,2 Герца.

Фа (F)

Соль (G)

Обозначение 5-й ступени звукоряда. Отстоит на тон от ля и фа. В 1-й октаве частота звука при равномерно темперированном слое составляет 392 Герца.

Ля (A)

Обозначение 6-й ступени интервальной системы звуковой последовательности. Является стандартной частотой камертона и имеет частоту звука в 440 Герц. Находится на 5-м ладу.

Си (B)

Обозначает 7-ю ступень музыкального звукоряда. В первой октаве частота звука составляет 494 Герца. Ранее обозначение ноты Си на гитаре было иным – H. Это курьезный пережиток, уходящий в прошлое, который ревностно охраняется хранителями музейных ценностей. Официально это обозначение ноты Си на гитаре уже нигде е используется. Во избежание ошибок не рекомендуется использовать этот вариант.

Чтобы убедиться в вышесказанном, достаточно открыть Сюиту Баха №2 – H-moll. Ранее использовали обозначение H, т. к. Си-бемоль предавал фригуйский оттенок, чуждый европейским странам.

Нота Си на гитаре – уникальна. Именно она имеет самые сложные аккорды. Начинающие специалисты недолюбливают аккорд B, зажимаемый на 2-м ладу с помощью приема баррэ. Вторую, третью и четвертую струну нужно зажать 2, 3 и 4-м пальцами. Многие зажимают и только четвертым пальцем, выгибая мизинец для обеспечения звучания первой струны. Такой подход позволяет зажимать аккорды ноты Си на гитаре гораздо легче. Необходима тренировка для выполнения действия подобным образом.

Популярные вариации с нотой Си

В7 – доминантсептаккорд: вариация аккорда имеет 2-е аппликатуры – первая используется преимущественно для дворовых песен и русских романсов, 2-я для энергичных музыкальных жанров.

В6 – мажорное трезвучие с большой секстой: сложная аппликатуры для исполнения. Баррэ зажимаем безымянным пальцем и мизинцем.

Несколько полезных советов

Важный аспект – это «музыкальная коммуникация». Если вы понимаете гитару и то, как устроен гриф, становится намного легче разрабатывать песни или предвидеть и оценивать, какие ноты, гаммы и аккорды хорошо сочетаются, а какие нет. Теория музыки звучит сложно, но воспринимается легко. Обучение исключает необходимость чтения нот с листа или понимания технических аспектов.

Попробуйте себя в сочетании несложных прогрессий:

Повторение – самое эффективное оружие, которое есть у начинающего гитариста. При постоянной практике, мышечная память начнет брать верх, мозг выработает шаблоны, и нужно будет меньше концентрироваться на выполнении одной и той же задачи. Рекомендуется заниматься ежедневно не менее 30 минут. Тренируйтесь, пока не получите правильный аккорд, гамма или техника.

По мере освоения новых приемов важно периодически вспоминать изученный материал. Для этого составьте график занятий, который позволит делать и то, и другое.

С нотой Си можно выстроить 30 вариаций:

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
inline-комментарии
Посмотреть все комментарии
ПОПУЛЯРНЫЕ АККОРДЫ:
Adblock
detector